Многие наши соотечественники родились, выросли и были воспитаны ещё в Советском Союзе – стране, где официальной государственной идеологией, исключающей всякую религию, был так называемый научный атеизм. По этой причине многие из нас абсолютно не разбираются в вопросах веры.
Теперь о праздновании всех Церковных праздников мы запросто узнаём из рубрик теленовостей. Но часто мы с недоумением узнаём, например, что «сегодня Католическая Церковь празднует праздник Пасхи», в то время, как Православная Церковь его отметит только через 2 недели. Как такое может быть? Ведь и те, и другие веруют во Христа, а праздник Воскресения Христова празднуют порознь. Они, что, исповедуют двух Христов? И чем вообще отличаются католики и православные? Краткий ответ на эти вопросы попробую дать в этой статье.
Конечно же, отличия между двумя исповеданиями кардинальные. Но из них можно выделить основные, разделив их на догматические, канонические и обрядовые.
Главное догматическое (догмат, для тех, кто не знает – это непреложная истина веры) отличие – это так называемое filioque (читается «филиокве»), которое и стало основной причиной раскола некогда единой Церкви на Католическую и Православную в 11-ом веке. Filioque в переводе с латинского означает «и от Сына» - это вставка в Символ Веры (т.е. исповедание веры), сделанная Римской Церковью в 11-ом веке, означала, что отныне члены Римской Церкви веруют, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, как всегда считалось с апостольских времён, но и от Бога Сына. Так католики до сих пор и считают. Позже у католиков появилось множество различных догматических отступлений: как то догмат о примате Папы Римского (от слова «прима» т.е. «первый»), догмат о непорочном зачатии Девы Марии и другие.
Основные канонические различия двух исповеданий – это безбрачие римского духовенства, так называемый целибат, и запрещение развода в Римской Церкви. В отличие от католичества, в православии священник, если он не монах, может жениться, а женатый мирянин может развестись с женою в случае нарушения супружеской верности.
Ну а обрядовых различий великое множество. Необходимо заметить лишь то, что Православная Церковь – весьма консервативная – сохранила свои обряды практически неизменёнными с апостольских времен. Конечно изменения произошли, но только во внешней стороне обрядов, внутреннее же их содержание осталось неизменным. В отличие от православных католики оказались менее консервативными и изменили у себя некоторые обряды, например: они ввели пост в субботу, ввели инструментальную музыку в храме, использовали для богослужений только латынь, перешли на Григорианский календарь (отсюда и разница в днях празднования Пасхи – Григорианский календарь на 13 дней отличается от Юлианского)
Таким образом возникает вопрос: какое же исповедание правильней? Объективный исторический анализ говорит в пользу православия, которое в течение тысячелетий не решалось вносить в свою веру кардинальных корректировок. Но свой выбор в праве делать каждый самостоятельно.
|