Слышали ли вы о монахах, которые бежали «от мира», долгие годы практически не общаясь с окружающими, изнуряли себя постами, прибегали к самым различным средствам для «изнурения плоти»? Аскетизм всегда считался богоугодным делом и в христианстве, и в исламе, и в буддизме. Дореволюционный православный автор даже писал, что аскетизм — путь к достижению добродетели. Невольно задумываешься над теми, кто проводил длительное время в отшельничестве, брал на себя на годы обет молчания, постоянно носил на себе тяжелые цепи — и все во имя божие! Жития святых рассказывают о том, что святой Макарий ложился в болото и «отдавал себя на терзание комарам», Симеон Столпник носил пояс из колючих ветвей, которые впивались в тело, еще один святой, Никита Столпник, проводил дни и ночи на сооруженном им самим столпе да вдобавок носил «каменную шапку», а Тихон Медынский длительное время питался только травой и водой. И все это добровольно, для того чтобы «угодить богу». Примечательно, что церковь рассматривала подобные деяния как подвиг, ставя аскетов в пример.

Конечно, сейчас настали иные времена, и подобные «аскетические упражнения» вызвали бы по меньшей мере недоумение у людей. Духовенство понимает, что сейчас нелепо требовать подражания тем, кто некогда поражал окружающих «подвигами аскетизма». Но и поныне в церковных проповедях звучат слова о том, что следует подавлять плотские желания для «возвышения духа», а имена аскетов произносятся в ряду имен божьих угодников, которых следует почитать. Так противоестественные требования, противоречащие здравому смыслу, возводятся в ранг «добрых дел» во славу господа.

























Сайт создан в системе uCoz